Шумодав с чем его едят

Так исторически сложилось, что на аппаратуре связи гражданского диапазона испокон ставили пороговый шумодав. Принцип его работы заключается в том, что когда уровень сигнала на рабочей частоте выше установленного ручкой, динамик начинает звучать. Если ниже - звука не будет. Совершенно не важно, полезный сигнал или шум откроет или не откроет шумодав. Въехал под высоковольтку - и рация зашумела призывно и гадко. Смотришь на S-метр - шумов баллов на 9. Затянул шумодав, чтоб не орало, выехал из-под высоковольтки - и никто тебя не беспокоит, потому что перетянутый пороговый шумодав открыть можно будет только сигналом сильнее, чем та высоковольтка в антенне наводила. Можно отъехать от высоковольтки туда, где шумов нет почти совсем, и, если в этот момент открыть пороговый шумодав, уверенно общаться с корреспондентом, который проходит на 1-2 балла. Но для этого нужно снова крутить ручку. При езде по городу с обилием троллейбусов, высоковольток и прочей радиочастотной дряни ручку нужно либо крутить все время, либо надеяться на то, что кому надо - доорутся. 
Однако в профессиональной связи применялся совсем другой принцип шумоподавления. Если открыть шумодав в отсутствии полезного сигнала, мы услышим сильный шум с обилием высокочастотных составляющих. Однако если полезный сигнал появится, то высокочастотные составляющие пропадут. Как правило, частотный диапазон речевого сообщения ограничен сверху 3-4 кГц. То есть, для того, чтобы разобраться, когда настало время открывать шумодав, достаточно лишь контролировать появление-отсутствие в звуковом сигнале высоких частот, и если их будет меньше определенного порога, шумодав надо открыть. Если же все-таки больше - то закрыть обратно. Поведение радиостанции с таким шумодавом при езде по городу можно описать следующим образом: представьте себе, что Вы прикупили в магазине хорошо дрессированного чертика, посадили его на занюханный Alan или Maycom, и сей чертик стал постоянно регулировать вам пороговый шумодав. То есть, непрерывно, в течение всего времени работы радиостанции. И всегда поддерживать уровень открывания шумодава в некой оптимальной точке, где отношение "сигнал-шум" имеет определенное значение. 
Первые модели сибишек с таким шумодавом появились, где-то, в середине 90-ых. В Maycom'ах эта схема так и не заработала, невзирая на потуги производителя. Впрочем, аппараты все равно хавали из-за обилия кнопочек, пупочек и фуфырышков, поэтому производителю незачем было себя утруждать. Тем не менее, появился еще один аппарат, на этот раз уже с вполне работоспособным шумодавом такого типа. Это был Megajet 3031 М (просьба не путать с 3031 и 3031 D, ибо - фуфло), который и по сей день весьма популярен. И надо сказать, заслуженно. Пожалуй, это единственный аппарат, который начинает работать взятым с прилавка и почти не нуждается в доработках. В нем, помимо порогового шумодава, была также кнопка ASQ, при нажатии на которую пороговый шумодав отключался, и включалась та самая система шумоподавления, которую мы описали. Разве что, то самое отношение "сигнал-шум" было фиксированно задано на заводе и пользователем никак не менялось. Впоследствии двумя системами шумоподавления оснастили и Megajet 600. 
По причине включения данной системы шумоподавления кнопкой, в простонародье ее стали называть автоматическим шумодавом. Давайте остановимся на этом не очень корректном термине и мы, во избежание путаницы. Где-то году в 2001-2002-ом на рынке появилась еще одна станция - Alinko DR-M03. Аппарат был сделан по УКВ стандарту, включая и шумодав. Но вместо кнопки здесь уже была ручка. В отличие от описанных моделей, в DR-M03 пользователь сам выбирал отношение "сигнал-шум" положением этой ручки вплоть до полного открытия шумодава. Однако порогового шумодава в данной модели не было совсем, и пользователи обратили внимание на некоторое неудобство: при наличии слабого, на 1-2 балла или на уровне шумов, сигнала на рабочей частоте, - например, чьей-то несущей или чьих-то ненужных переговоров, - закрыть шумодав было невозможно, даже затянув ручку до упора. Впрочем, эту неприятность не сочли существенной. Впоследствии появились модели Megajet 300 - с автоматом, выведенным на ручку, и Megajet 600+ - с автоматом, выведенным и на ручку, и, для полноты ощущений, на кнопку (затейники эти производители, им бы здравого смыслу - цены бы их поделкам не было!). Обе эти модели, как и Alinko, порогового шумодава не имеют. 
И, пожалуй, последнее, что хотелось бы донести до сведения пользователей: 
1. На практике, до ручки, управляющей автоматом, приходится тянуться раз в 50-100 реже, чем до ручки порогового шумодава. 
2. Затянутый по ошибке до упора ручки, автомат сократит дальность приема Вашей радиостанции процентов на 20 и даст знать о вашей ошибке тем, что корреспонденты, которых Вы слышите, начнут "икать". Пороговый же шумодав в этом случае сократит вашу дальность по приему раз в 50, а узнаете Вы о своей ошибке только после того, как Вам об этом сообщат по телефону. 
3. Слабый сигнал, который автомат расценит как полезный, ручкой регулировки затяжки автомата Вы задавить не сможете.


материал с сайта Ci-Bi.ru Форум о связи


 

Комментарии к новости

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:


Код *:


Если у вас есть вопросы:

Позвоните нам

+38 (096) 618-73-73

Напишите нам

radioproffi@ua.fm

Наши преимущества:

Гарантия на оборудование и ремонтные работы

Быстрая доставка в пределах Украины

Скидочная система для постоянных клиентов

Нужна помощь специалиста?

Заполните форму и наш сотрудник свяжется с вами!

Получить консультацию